За Тех, Кто в Саду,
или
Регнёва как Зеркало ВМ



Опубликованная недавно пьеса Регнёвы "Все в сад" является весьма примечательным и, я бы сказал, закономерным явлением в саморазвитии ВМ. Человеческое общество, добравшись в своем развитии до определенного этапа, начинает пристально смотреть на себя и на окружающую действительность. Ему хочется понять. Познать и прислушаться. Присмотреться к себе и познать, что есть вокруг. Познание окружающего есть Наука, присматривание к себе есть Искусство. Кто был первым художником в истории человечества мы не знаем и наверно никогда не узнаем. А вот кто первым захотел познания мы знаем точно. Это была праматерь Ева. Из имеющегося выбора запретных плодов она выбрала плод Познания. Не Жизни, а Познания! Так что именно Ева была предшественницей многообразных последующих Галилеев, Ньютонов и Марксов. То есть Наука как форма человеческой деятельности появилась раньше, чем Искусство.

ВМ в своем виртуальном развитии повторяет нормальную эволюцию развития общества. Возникновение, осмотривание по сторонам, первые шаги, выживание приспособленных и отсев приспособленных похуже или приспособленных по-другому, набеги буйных варваров и релаксация. В порядке вещей и взгляд на себя. Познать себя и нарисовать себя. Наука о себе и Автопортрет.

Первым проявлением Науки о себе, так сказать ВМведения, явилась Статистика имени Африканца. Африканец сделал статистику не по заказу, а по внутреннему побуждению, спонтанно. То что статистика пришлась кстати говорят многочисленные отклики, появившиеся на ее первую публикацию, и дальнейшие отклики на ее развитие. Даже дискуссия нужна или не нужна статистика вообще говорит о том, что равнодушных было не много. То есть статистика эта была назревшим и закономерным явлением. Опять же на месте она не стояла, а обогатилась вычислениями средних, дисперсий и других моментов. Таким образом, можно считать, что Африканец является первым ученым в ВМ. Евой, так сказать.

Публикация пьесы "Все в сад" мне представляется первой удавшейся масштабной попыткой Автопортрета ВМ. Примечательно, что сделан этот Автопортрет сравнительно недавним участником Собрания, свежим взглядом посмотревшим на Персонажи Собрания и их взаимоотношения. Но взгляд автора захватил не только одномоментный срез бытия, он проник также в архивы Собрания и время там он провел не зря. Также примечательно, что Регнёва родила свою пьесу спонтанно, по внутреннему побуждению, как первый художник с углем в руке на меловой стенке пещеры.

Я не буду вдаваться в разбор чисто литературных качеств - я не подходящий человек для этого. Скажу лишь, что уже в первой картине пьесы, читая, как Мах собрался ставить себе рекорд Гиннесса, я упал в корчах смеха под стол и выбраться оттуда самостоятельно я не мог - помогали недоумевающие окружающие. Персонажи пьесы, конечно, не совпадают полностью с Персонажами ВМ. Они только носят их имена и некоторый подмеченные Регнёвой черты характера. Но большинство персонажей - узнаваемо. Если мы помним, отзывы на публикацию стали поступать практически немедленно, не дожидаясь окончания публикации. Равнодушных отзывов не было - большинство одобрило как саму пьесу, так и одноименные с ними персонажи, некоторые высказывали свое "фе" по персонажам пьесы, но, повторяю, равнодушных не было. Это говорит о том, что регнёвская пьеса попала в точку.

Потому что ВМ, просуществовав почти год, нуждался в своем художественном осмыслении. В своем Автопортрете. И пьеса "Все в сад" стала таким Автопортретом. Первым художественным произведением, рожденным внутри ВМ и на базе ВМ.

Pero

Назад, в Измышления