Как Африканец
ездил в Преторию на концерт Паваротти, Доминго и Каррераса.



Доминго, Каррерас, Паваротти
Это не Претория, а Париж

Ведьма,

Насчет зала, публики и фойе.
Концерт происходил на открытом воздухе, в саду у Union Building. Это такое очень красивое здание в виде большой дуги, стоящее на холме. Перед ним - большой парк. Концерт был в этом парке. Здание это является таким же символом Претории, как Castle - Кейптауна и Оперный театр - Новосибирска. Его можно видеть на главной странице http://www.pta-online.co.za/
Здание было огорожено заборами, в саду сооружена сцена. Сцена внизу, у самого входа в парк, так что самые дальние места - вверху, на холме. Сцена была громадных размеров - 110 метров шириной, 32 высотой, 45 в глубину. Там размещался оркестр (Национальный оркестр Южной Африки, 120 инструментов), и хор (300 человек). Слева и справа были громадные экраны - метров по 10 или 15.
Публика сидела на обычных пластмассовых стульях, которыми был заставлен весь парк. Тридцать восемь тысяч стульев - столько было народу. Сзади и по бокам были сооружены помосты, где стулья стояли на ступенях, повсюду наставили мачт с освещением и динамиками. Утверждают, что использовали 400 тонн стальных конструкций, 15 км проводов и т.д. В общем, все эти сооружения и масштабы подготовки впечатляли.
Гардероба никакого не было, да его и не надо. Люди проходили через многочисленные ворота, кругом были палатки, торгующие напитками и сувенирами, служащие показывали, где находится тот или иной блок, в общем, все было организовано нормально. Толкучки не было. Когда все расселись, общий вид парка производил большое впечатление. Весь парк в людях, сидят всюду. Форма одежды - от джинсов до смокингов.
Люди прибывали в лимузинах, автобусах, на машинах и пешком. Негров было гораздо больше, чем я ожидал, примерно половина публики. Вообще, публика была очень разнообразна.
В пол-восьмого вечера в Претории уже глубокая ночь. Ночь ясная и прохладная, сверху звезды, воздух очень сух. Для певцов это особое испытание, поскольку воздух еще и чуть разрежен (высота 1600 м), в общем, чтобы сохранить голос, надо принимать особые меры.
Начало концерта чуть задержалось - как я понял, ждали Манделу. Вот он появился, в сопровождении Грасы и дочери, вместе с премьером Табо Мбеки. Он сидел в первом ряду, поэтому мне было его не видно. Но его проход к креслу показывали на экране. В зале творилось что-то невообразимое - все встали и устроили овацию. Любят все-таки здесь Манделу. После чего орекстр исполнил национальный гимн, а хор его спел.
Весь зал при этом встал, и, кто знал слова, тоже пел. А слова у гимна на нескольких разных языках, минимум на четырех. Надо сказать, гимн у них довольно красивый.
Потом оркестр исполнил Берлиоза (без певцов), потом появился Каррерас, и дело пошло. С моего места невооруженным глазом певцов было не разглядеть (только на экране), но я заранее запасся биноклем, в который все было отлично видно. Слышно тоже было здорово, акустическая система была достаточно хороша.
Вот только негры выражают свое одобрение не хлопанием, а свистом, и весьма громким. Причем поначалу они начинали свистеть еще до конца песни, потом, правда, им объяснили, что лучше все-таки дать песню дослушать.
К сожалению, пролетело все весьма быстро. Было ощущение, что песни проносятся мгновенно. Вот только начали - и все, конец. Но вообще общее впечатление замечательное. Все очень хорошо сочеталось - музыка, пение, свет, ночь, парк, деревья, звезды, восторженная толпа народа - все это не передать.
А когда все закончилось, и певцов окончательно проводили, начался фейерверк и салют. А хор запел африканские песни. Народ не спеша вышел на улицу и разползся по городу. Довольно далеко от места можно было видеть прилично одетых людей с программами под мышками. От входа в парк не спеша разъезжались громадные белые лимузины. В небе зачем-то кругами летал вертолет, бросая на землю яркий луч прожектора.
Вот, в общем, и все. Я совершенно не пожалел о том, что пришлось лететь в Преторию, искать гостиницу и т.д. Представление того стоило.



Никакой особой системы, по которой даются такие концерты, нет. До сих пор было три таких концерта по поводу футбольных чемпионатов, и несколько обычных - в Лос Анжелесе, Лондоне, Токио и, возможно, где-то еще. Но мне неизвестно о существовании какой-то программы или плана - по-моему, каждый такой концерт - явление индивидуальное. Об этом объявили очень загодя, чуть ли не за год.
Концерт состоит из двух отделений, в каждом по шесть сольных песен (по две на каждого) и семь-восемь совместных. По окончании их вызывали на бис, они выходили три раза и спели еще то ли семь, то ли восемь песен.
Песни в основном отьделении по большей части мне неизвестны. Что и интересно, поскольку слишком часто исполняемые вещи немного приелись. Могу, если интересно, привести тут программу. На последок (на выход на бис) они оставили все хорошо знакомые вещи, вроде "О соле мио" или "Сердце красавицы". Зал от этого был в экстазе.
Кто из них самый лучший - вопрос сложный. Каждый раз, когда слушаешь очередного, кажется, что он самый лучший. Поначалу мне казалось, что самый лучший Каррерас, а под конец стало казаться, что Паваротти. Но я не специалист, специалист скажет что-то вроде "эту ноту, кроме него, никто так не возьмет", или "вот тут у него вибрато не такое хорошее, как в таком-то году". А я чайник и оцениваю общее впечатление, и оно прекрасное.



Насчет налогов я ничего не слышал вообще. Да и пофигу это мне.
А что интересно про антураж?
Насчет концерта: билеты стоили от 200 до 1700 рандов. Куплены были все - под конец оставались лишь несколько по 1700. Причем билеты по 200 и 400 улетели мгновенно - за пару недель после начала продажи, а она началась где-то за полгода до концерта. Мне досталось неплохое место где-то в первой трети зала, метров сто от сцены. Теноров было хорошо видно в бинокль и на телеэкране. Звуковая система была довольно хорошая, так что качество звука вполне на уровне. Что происходило сзади, я не видел - возможно, кого-то и удалили. А может, наши журналисты перепутали. Дело в том, что там начали ломаться конструкции, на которых сидели люди, и им пришлось срочно пересадить 2000 человек на другое место. Вроде, никто не пострадал. Пересаженным была выплачена компенсация.
Все гостиницы в Претории были забиты, я чуть не пострадал из-за этого, поскольку озаботился гостиницей за три дня до вылета. Люди приезжали специально на концерт со всей страны и из окрестностей - например, из Зимбабве.

Африканец


Африканец,

спасибо! Я просто начинаю слабеть в коленках, когда слышу про такие концерты, хотя я тоже чайник, почайнее многих -- воспринимаю все на чисто подкорочном уровне. Мне просто казалось, что Паваротти, хотя и при платочке, и потеющий, поет... не напрягаясь, что ли. Как соловей, действительно. Доминго как-то слишком рот разевает и пыжится, что и на звуке отражается.
А антураж... Ну... мне интересно -- какой там зал, как публика одета, что в фойе... Насколько это
интернационально. Вот, в Торонтовке театры, например, без гардеробов. И рестораны. То ли предполагается, что theatre-goer'ы должны все быть при лимузах, то ли слишком от Европы далеко.
Мне, в общем, тоже наплевать, что ребята налоги зажимают. Просто интересно, сопровождался ли их концерт шумом по этому поводу.
А я видела их вместе, когда они в Риме выступали, в термах Каракаллы. (За написание императора не ручаюсь, забыла, блин).
По телику, естественно, видела. Катарсис, полный катарсис. Даже "Очи черные" были хороши. И еще как! Три раза, кажется, пели. Зал СТОНАЛ.

Ведьма