Home ]  [ Back ]

Дважды ковариантный тензор, или что написано Пером?
(Правдивая историческая пиеса. Посвящается Pero)


Сцена представляет собой кабинет на первом этаже типичного американского домика. За окном виднеется панорама Принстона: черепичные крыши, газоны, бегающие девушки в спортивных лифчиках.

Посреди кабинета стоит огромный письменный стол, уставленный разномастными чайными и кофейными чашками. За столом сидит Pero, которого каждый актер изображает в меру своего разумения. Pero громко прихлебывает чай из самой больший кружки и разговаривает сам с собой. В углу, в огромном продавленном кресле, сидит Эйнштейн, курит трубку и время от времени играет на скрипке из Моцарта. Клубы синего дыма иногда полностью скрывают сцену. Периодически Эйнштейн поддакивает Pero, но в основном он занят правкой гранта, который до вечера нужно отправить Соросу.

Pero (напевает вполголоса): Шагай вперед, комсомольское племя...
Эйнштейн (подпевает, погромче): Тра-ля-ля-ля, лю-лю-лю, ли-ли-ли...
Хором: Мы покоряем пространство и время, Мы молодые хозяева Земли.

(Пауза)

Pero (задумчиво, поэтически): Когда-то вселенная была молода...
Э: Да, друг мой. Ты не поверишь, но и я был когда-то молод (затягивается из трубки).
Pero: Компоненты метрического тензора в те годы флуктуировали не так, как сейчас.
Э: И синус доходил до 7-8...
Pero (прозаически): Кстати, вы извините, вчера опять приходили эти болваны из ЖЭКа. Говорят, вы забыли заплатить за свет и воду, и они будут жаловаться в ректорат.
Э (озабоченно): Что же ты им ответил?
Pero: Я им рассказал про черные дыры и кротовые норы. Они слушали очень внимательно, потом извинились, пообещали вызвать кого-нибудь из санэпидемстанции и забетонировать подвал.
Э: Спасибо, мой юный друг. Хотел бы только, если ты не обидишься, дать тебе пару советов. Как лектор лектору (хитро подмигивает).
Pero (смущенно): Конечно, конечно.

Эйнштейн встает из кресла, раскуривает трубку и говорит, не спеша прохаживаясь по комнате в мягких сапогах. Речь его в какой-то момент приобретает легкий кавказский акцент.

Э: Видишь ли, Pero: ты хорошо рассказываешь про черные дыры, кривизну пространства... Кстати, что это за кротовые норы?
Pero: Ну, я так назвал соединения между двумя воронками в пространстве. Чтобы было понятнее.
Э: А! Вот это я и хотел тебе сказать. Чтобы товарищам было еще понятнее, недурно бы им объяснить про метрический тензор.
Pero (с сомнением): Поймут ли, Альберт Леопольдыч?
Э: Конечно, поймут, особенно если ты не будешь называть его "метрикой". Простолюдины вкладывают в это слово совсем другой смысл.

(Пауза. ЭЙНШТЕЙН прогуливается, Pero записывает в блокнот указания)

Э: И вот еще что мне пришло в голову. Дай им пример метрического тензора, скажем, э-э-э... в Урюпинске! То есть, скажи, что в Урюпинске тензор таков, что...
Pero (подхватывает): тела падают вертикально вниз с ускорением "же".
Э: Отлично, друг мой! Кстати, сегодня от них пришел e-mail с вопросами, и они лично придут за ответом (смотрит на часы) минут через 5. Не мог бы ты ответить, а то я занят какой-то ерундой?

Pero разворачивает e-mail и углубляется в его изучение. Проходит несколько минут. Pero продолжает изучать e-mail. Он чешет в затылке, крякает, прихлебывает чай, вполголоса матерится по-немецки. Эйнштейн правит грант. Тикают часы на стене.

Раздается стук в дверь, и входят трое: МУЖЧИНА в деловом костюме, БАЙКЕР в коже и цепях, и наголо стриженая ДЕВУШКА в сарафане.

Pero: Здравствуйте, господа! Вы ведь из ЖЭКа?
Нестройный хор голосов подтверждает догадку Pero.

Pero: Так вот, вы коварно обманули меня. Я ответил вам как можно проще, но оказывается, вам не этого было нужно. Ну, так теперь извольте слушать!

(Отходит к стене, где висит доска, и начинает говорить, в паузах покрывая доску отвратительными закорючками):

Если в евклидовом пространстве построен тензор, P раз ковариантный и Q раз контравариантный, то по нему можно построить новый тензор, являющийся P+Q раз ковариантным. Я называю эту операцию... (смущенно) опусканием индексов.

Байкер (обращаясь к девушке): По-моему, он ГОНИТ. Может, я схожу за бейсбольной битой? Мужчина в деловом костюме (обращаясь к Pero): Вы извините, товарищ, но ведь это же то же самое, что свертка.
Девушка (застенчиво): Ну просто один х@#!

Достает из выреза сарафана изящную СВЕРТКУ с лейблом от Кардена. ВСЕ, кроме Эйнштейна, подходят и с интересом разглядывают диковинную штучку. Раздается смех, участники дружелюбно вполголоса переговариваются. ЭЙНШТЕЙН с мудрой улыбкой смотрит на молодежь, потом берет скрипку и начинает наигрывать "Шагай вперед, комсомольское племя..."

Раздается властный стук в дверь. Все оборачиваются на стук. Входит ВЕСТОВОЙ.

Вестовой: Телеграмма из Урюпинска. Предметы медленно-медленно падают под углом к горизонту. Всех присутствующих немедля же требуют к губернатору для дачи разъяснений.

Немая сцена. Только Эйнштейн продолжает играть, незаметно переходя на "Кампанеллу" Паганини. Занавес.

Резонер


Home ]  [ Back ]